Каждый потребитель желает знать, какой товар он приобретает на продуктовых прилавках магазина и самый простой способ узнать – это посмотреть на его маркировку.

Что же такое маркировка пищевой продукции?

Маркировка пищевой продукции – это информация о пищевой продукции, нанесенная в виде надписей, рисунков, знаков, символов, иных обозначений и (или) их комбинаций на потребительскую упаковку, транспортную упаковку или на иной вид носителя информации, прикрепленного к потребительской упаковке и (или) к транспортной упаковке, или помещенного в них либо прилагаемого к ним.

Важно знать, что согласно п.1 ст. 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» (вступил в силу с 1 июля 2013 года) требования к маркировке упакованной пищевой продукции должны содержать:

1) наименование пищевой продукции;

2) состав пищевой продукции;

3) количество пищевой продукции;

4) дату изготовления пищевой продукции;

5) срок годности пищевой продукции;

6) условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки;

7) наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя – изготовителя пищевой продукции, а также в случаях, установленных настоящим техническим регламентом Таможенного союза, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации-импортера или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-импортера;

8) рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции;

9) показатели пищевой ценности пищевой продукции;

10) сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов (ГМО).

11) единый знак обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза (ЕАС).

  1. При обращении продукции на территории ЕАЭС маркировка продукции должна быть нанесена на русском языке и при наличии соответствующих требований в законодательстве государств-членов ЕАЭС на государственном (государственных) языке (языках) государства-члена ЕАЭС, на территории которого реализуется продукция.

Дополнительные требования к маркировке упакованной пищевой продукции могут быть установлены в технических регламентах Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.

Изготовителям пищевой продукции необходимо выполнять эти требования, а также изменения, вносимые в технические регламенты Таможенного союза.

В 2018 году внесены изменения в маркировку пищевой продукции. Какие?

С 16 июля 2018 года вступило в силу Решение Совета Евразийской экономической комиссии № 102, согласно которого потребители смогут четко различать молокосодержащие продукты с добавлением или без добавления заменителя молочного жира. Для этого вводится ряд поправок по маркировке.

Изготовитель обязан указать сведения о наличии растительных масел в молокосодержащем продукте с заменителем молочного жира. Надпись «Содержит растительные масла» вносится в информационном поле, специально выделенном на упаковке или этикетке, шрифтом, контрастным по отношению к цвету поля.

Наименование молокосодержащего продукта с заменителем молочного жира должно начинаться со слов «молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира». Исключение составляет сливочно-растительный спред, сливочно-растительная топленая смесь, мороженое с заменителем молочного жира.

Информация о технологии производства такого молокосодержащего продукта с заменителем молочного жира указывается в виде слов «произведенный (изготовленный) по технологии» с указанием понятия, установленного для соответствующего молочного продукта. Например, «молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира, произведенный по технологии сметаны», «молокосодержащий крем с заменителем молочного жира, произведенный по технологии творога».

Для молокосодержащих продуктов и молокосодержащих продуктов с заменителем молочного жира не допускается использование понятий, установленных техрегламентом для молока и молочных продуктов, их различных сочетаний, в том числе в наименованиях и в товарных знаках, при маркировке таких продуктов, для использования в любых целях, которые могут ввести потребителя в заблуждение. На этикетках исключаются также слова, образованные от понятий молочных продуктов, например, «сыроподобный», «сырный», «сыродельный», «сычужный», «сметанка», «творожочек», «сливочки», «маслице», «творожок» и т.п.

Согласно Решению Коллегии ЕЭК от 20 марта 2018 года № 40 установлены переходные положения по вступлению в силу изменений в техрегламент. Они определяют, что до 16 января 2019 года в Евразийском экономическом союзе предприниматели смогут производить молокосодержащие продукты со старой маркировкой и торговать ими, если имеют документы об оценке соответствия требованиям техрегламента, выданные до дня вступления в силу этих поправок. Кроме того, обращение такой продукции, выпущенной в данный период, допускается в течение всего срока ее годности, который установлен изготовителем.

Корректировка маркировки на упаковке предусмотрена только для молокосодержащих продуктов с заменителями молочного жира, и только по ним предусмотрено информирование потребителя о наличии в составе продукта растительных масел.

С 26 декабря 2018 года вступило с силу решение Совета Евразийской экономической комиссии № 90 от 20 декабря 2017 года о внесении изменений в ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки». Информация о наличии в пищевой продукции генно-модифицированных организмов (ГМО) станет доступнее для потребителей.

Изменения предусматривают требование информировать потребителей о наличии в пищевой продукции ГМО посредством нанесения на маркировку надписи «ГМО».

Знак наносится в случае, если содержание ГМО в продукте превышает 0,9%. Надпись «ГМО» должна наноситься рядом с единым знаком обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза «ЕАС». При этом знак «ГМО» должен соответствовать по форме и размеру знаку «ЕАС».

Действующая редакция техрегламента о маркировке продукции уже обязывает производителей информировать покупателей о содержании ГМО. Однако ранее эти сведения могли печататься очень мелким шрифтом. Теперь вводятся более жёсткие требования к параметрам маркировки продуктов с ГМО. Кроме того, техрегламент в новой редакции требует, чтобы знак ГМО был нанесен способом, обеспечивающим его легкую читаемость и видимость в течение всего срока службы (годности) продукции.

На адаптацию бизнеса к новым требованиям было отведено двенадцать месяцев.

В 2019 году внесены изменения в маркировку пищевой продукции. Какие?

С 1 января 2019 года вступил в силу технический регламент «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду».

Маркировка обработанной питьевой воды должна содержать следующую информацию:

а) слово «газированная» или «негазированная»;

б) информация о способе обработки и методе обеззараживания исходной воды, меняющих ее химический состав и микрофлору, в том числе таких, как фильтрация, антимикробная обработка, озонирование, деонизация, обратный осмос, охлаждение (в случае их применения изготовителем);

в) условия хранения и срок годности после вскрытия- для воды в потребительской упаковке объемом 5л. и более;

г) общая минерализация.

Маркировка питьевой воды для детского питания должна содержать сведения о возрастной группе детей, для которой предназначена питьевая вода (до 3 лет или с 3 лет), об общей минерализации, об основном составе с указанием элементов химического состава питьевой воды для детского питания и предельных минимальных и максимальных значениях их количества, условиях хранения и сроке годности после вскрытия емкости.

С 28 апреля 2019 года вступило в силу решение Совета Евразийской экономической комиссии № 75 от 14 сентября 2018 года о внесении изменений в ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки». Требования к способам доведения маркировки как легкочитаемой, четкой и разборчивой стало более конкретным. Введены размеры шрифта, чтобы информация была доступна без применения оптических приспособлений.

В 2020 году внесены изменения в маркировку пищевой продукции. Какие?

С 1 июня 2020 года мясокомбинатам запрещено давать названия колбасным и мясным изделиям, выпущенным по техническим условиям, сходные до степени смешения с традиционными наименованиями колбас, которые изготавливаются в соответствии с государственными стандартами. Такое решение 19 ноября 2019 года приняла Коллегия Евразийской экономической комиссии за № 198.

«Охранную грамоту» получили следующие наименования: «Львовский», «Эстонский», «Любительский», «Особенный», «Брауншвейгский», «Майкопский», «Московский», «Деликатесный», «Воронежский», «Ростовский», «Тамбовский», «Белорусский», «Люкс», «Докторский», «Диабетический», «Заказной», «Закусочный». «Калорийный», «Обыкновенный», «Особый», «Отдельный» «Столовый», «Чайный», «Краснодарский», «Русский», «Гематогеновый», «Украинский», «Городской», «Закусочный», «Пикантный», «Венгерский», «Краковский», «Полтавский», «Польский», «Таллинский», «Алтайский», «Армавирский», «Краснодарский», «Одесский», «Российский», «Бурятский», «Татарский», «Для завтрака», «Традиционный».

Это означает, что с 1 июня 2020 г. на прилавках супермаркетов не должно быть колбасных и мясных изделий, выпущенных по ТУ (технические условия) или СТО (стандарт организации), с наименованиями типа «Колбаса вареная “Докторская премиум”», «Колбаса “Диабетическая по-стародворски”» или «Колбаса сырокопченая “Брауншвейгская замоскворецкая”» и так далее и тому подобное.

Внимательно ознакомитесь с товаром, не отходя от прилавка, проверьте все ли указано на маркировке, чтобы заранее знать какой товар вы приобретаете, и не является ли этот товар дешевым фальсификатом. Будьте бдительны к выбору продуктов, потому что от них зависит и наше здоровье.

Для получения консультации Вы можете обращаться в Западно-Казахстанский филиал АО «Национальный центр экспертизы и сертификации», расположенный по адресу: г.Уральск, ул.Гагарина, 23 или по телефону 23-97-38, 23-97-13. Эксперты-аудиторы филиала рады оказывать услуги по подтверждению соответствия продукции и услуг, проинформировать по вопросам маркировки продукции.

Заместитель начальника

отдела подтверждения соответствия продукции

и услуг Западно-Казахстанского филиала

АО «Национальный центр экспертизы и сертификации»                         Е.Черненко